PDF Печать E-mail

Часовня Святой  Равноапостольной Благоверной княгини Ольги


В древнейших письменных источниках Псков и Ольга упоминаются одновременно... Спустя несколько веков после летописца Нестора Степенная книга царского родословия и Житие святой равноапостольной благоверной великой княгини Ольги уточнили, что её родиной является «весь Выбутская близ града Пскова». Народные предания связывают имя Ольги сразу с несколькими местами в окрестностях погоста Выбуты.

Ольгинским назывался правый берег Великой напротив Выбут, где в деревне Волжино (Ольжино) якобы и родилась будущая княгиня, - ныне это деревня Волженец Ядровского сельсовета Псковского района. Жители этой деревеньки до сих пор пользуются колодцем, выдолбленным в обрывистом берегу, по традиции величая его Ольгинским ключом.

 

Часовня Святой Равноапостольной Благоверной княгини ОльгиЧасовня Святой Равноапостольной Благоверной княгини ОльгиЧасовня Святой Равноапостольной Благоверной княгини ОльгиЧасовня Святой Равноапостольной Благоверной княгини ОльгиЧасовня Святой Равноапостольной Благоверной княгини ОльгиЧасовня Святой Равноапостольной Благоверной княгини Ольги

Член Псковской археологической комиссии Н.К.Богушевский в статье «О селе Выбутах (Лыбутах)...» (1879 г.) сообщал, что у того же крутого берега, на поле, видны развалины древнего фундамента, сложенного из известняка, который здешние крестьяне считали основанием дворца княгини Ольги. По их словам, рядом находились погреба и сад. Через 30 лет художник Г.П.Кондратенко, готовя выставку своих работ, посвященных Ольгинским местам, нашёл схематический план этой постройки, составленный в сороковых годах теперь уже позапрошлого века, и воспроизвёл его в указателе той столичной выставки. На плане отмечено, что дворец располагался в 38 саженях от Ольгинского ключа вниз по течению реки; размеры дворца оказались немалыми: примерно 18 на 13 метров. Ниже Выбут Великая разделяется небольшим островком на два рукава, из которых правый, более глубокий, считается Ольгиными воротами, а левая мелкая протока - Ольгиными слудами (слуд — подводный камень). Большой гранитный валун, выступающий из воды южнее островка, тоже звали Ольгиным: по преданию, Ольга в детстве после купания отдыхала на этом камне...Псковский летописец не нашёл у своих предшественников сведений о том, «от кого создан бысть и которыми людьми» его родной город. Но он не сомневался, что Плесков «был уже в то время, как наехали князи Рюрик с братию от Варяг в Словяне княжити». Современные археологические раскопки подтвердили, что древнее поселение на месте кремля действительно существовало ещё до рождения легендарной княгини...

До революции (1917 г.) споры о времени основания Пскова волновали только историков и краеведов; православные же псковичи не вдавались в такие тонкости и свято верили в Житие святой Ольги, откуда они ещё в детстве и почерпнули живописные рассказы о встрече на Великой, возле Выбут, князя Игоря с очаровательной перевозчицей Ольгой, её замужестве в далёком Киеве, о коварной мести за гибель мужа и крещении в Царьграде.

В Житии же говорится, что, став христианкой, княгиня побывала в родных краях. Однажды остановилась она на левом берегу Великой и неожиданно три солнечных луча пробились сквозь облака и указали на противоположный берег - высокий мыс, безлюдный, заросший густым лесом. Княгиня решила, что «на месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик зело и славен...» По возвращении в столицу Ольга прислала на родину строителей, которые и возвели на мысу город, а в центре его - первый в Киевской Руси христианский храм во имя Живоначальной Троицы.